Фольклорный танец Хаггала представляет собой одну из традиций западного пустынного региона Египта, до сих пор популярную не только в этой стране, но и во всем мире. Название танца переводится с арабского языка как «летящая через пустыню птица».
Хаггала – танец бедуинов, проживающих в области Сахары, в местности Мерса Матрух , а также в местах по соседству с Ливией. Бедуин в переводе житель пустыни. Исполнители Хаггалы в танце как бы отпрыгивают от раскаленной поверхности пустыни. Хаггала бытовой танец. В древности это был свадебный ритуал. Свадьбы традиционно играли в сезон урожая. Танцевала девушка, которая выходила замуж, чаще всего подросткового возраста. Согласно обычаю ей принято прятать свое лицо за черной тканью, правда сейчас это практически не соблюдается. На свадьбе молодые люди («трещотки») начинали хлопать, из палатки бедуина выходила молодая невеста, которая исполняла танец бедер. На бедра накладывали специальные подушечки («лупа») или стеганый пояс. Основой костюма была галабея. Через пояс перекидывалась тога. Мужчины надевали белую одежду (robe), повязанную через одно плечо поверх повседневной одежды. Девушка танцевала перед теми, кто больше всего хлопал, осуществлялся своеобразный выбор жениха. Весь танец представляет собой соло танцовщицы, веселой и игривой, но не вульгарной. Иногда к ней присоединялся выбранный ею мужчина. Сейчас это приглашенные танцовщицы ( «эль хаггала» ), которые в шуточной форме изображают древний ритуал. Примерно в 1960-е годы, когда Махмуд Реда занимался серьезными исследованиями египетских фольклорных танцев, он приехал в поселение бедуинов для записи хореографии Хаггала. Бедуины объяснили, что свадьбы проходят по четвергам, так как на следующий день — в пятницу — выходной. Махмуд Реда приехал к бедуинам в понедельник и поэтому немного расстроился — он по какой-то причине не мог ждать до четверга. Но его сразу же утешили, сказав, что молодожены будут только рады, если их свадьбу справят два раза — сегодня, ради почетного гостя, и еще в четверг, как положено. Бедуин вышел на крыльцо, взяв с собой ружье, и стал палить в воздух, собирая гостей на свадьбу. В доме бедуинов две половины — одна для мужчин, попасть в которую можно, зайдя с парадного входа, другая для женщин, вход в которую находится с обратной стороны дома. Свадьбу бедуины празднуют раздельно. В разгар праздника мужчины выходят во двор и собираются группами по нескольку человек. Они начинают сильно хлопать, зазывая к себе танцовщицу с женской половины дома. Музыку напевают, а ритм отбивают в ладоши. Все песни исполняют мужчины, они воспевают красоту танцующих девушек и делятся со зрителями некоторыми суждениями по поводу женской сути. «Смотрите, скоро она будет готова выйти замуж, будет иметь детей и сделает кого-то очень счастливым». Сегодня существуют аранжированные инструментальные произведения в ритме Хаггала (напоминает ритм мальфуф). Часто танцовщица исполняет Хаггалу с оружием в руках (маленькая палка), дань бедуинским традициям, или с носовым платком. Хаггала представляет собой фольклорный танец, отличающийся энергичностью и яркими костюмами исполнительниц. Одежда танцовщиц, как правило, представляет собой длинные платья с рукавами, иногда бедра девушек подчеркиваются шарфом. Ведь среди характерных движений танца можно выделить именно покачивания бедрами. Махмуд Реда долго не мог придумать, как описать знаменитый Хаггала-шаг. Пока однажды не увидел на улице женщину с очень-очень большой попой. Верхняя часть ее тела двигалась как бы сама по себе, независимо от нижней части, а бедра также шли сами по себе, равномерно покачиваясь из стороны в сторону. Тут-то его и осенило, как выполняется Хаггала-шаг! Хореография Хаггала Махмуда Реды не является точной копией танца, который он видел у бедуинов, это театральное представление, многие элементы которого совпадают с первоисточником.
Автор Евгения Астахова.
Творческая мастерская «Костюмер».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения

Меню