Саиди – крестьянский, народный танец, очень живой и энергичный — родился в Южном Египте, регионе Саид (Верхний Египет). Верхний Египет находится ближе к высокогорьям восточной Африки, где берет свое начало Нил.
В Египте живет много народностей, но самые горячие и опасные люди Египта — это Саиды. Главные города саидов Луксор и Асьют.
Мужчины этой области Египта очень любят красивые усы, потому что большие и длинные усы это признак благополучия и богатства, особенно если к усам прилагается оружие, золото и 4 жены. По традиции мужчина-саид носит с собой большую палку из бамбука. Ее длина равна росту мужчины. Когда он выходит работать в поле, палка используется в качестве орудия самообороны против хищников и бандитов. Так возникло боевое искусство тахтиб, в основе которого лежат приемы и навыки владения этой палкой.
Постепенно сложился особый фольклорный мужской танец, в котором стала использоваться более легкая и меньшая по размерам палка или трость, а хореография танца базируется на движениях боевого искусства. Подпрыгивающие движения имитируют поступь арабских скакунов, – на которых воины Саида участвовали в битвах. Исполнитель может танцевать с одной или двумя палками. Тахтиб традиционно исполняют на египетских праздниках, фестивалях, свадьбах. В фильме «Gharam fi al-Karnak» (Любовь в Карнаке) труппа Махмуда Реды исполняет сценический вариант тахтиб. Труппа Реды никогда не исполняла женский танец с тростью в своих постановках. Реда объяснял это так: «Женский танец — это имитация мужского танца. В труппе Реда есть достаточное количество мужчин, чтобы исполнить этот танец, так почему бы их не использовать?»
Но все-таки Реда поставил хореографию, которая начинается с того, что группа мужчин танцует с тростями. Потом на сцене появляются женщины и отнимают трости у мужчин. Женщины кокетничают, танцуя с тростями, чтобы владельцы пытались отобрать их обратно. Легенда гласит, будто идея танцевать с тростью пришла к женщинам – пастушкам, которые гоняли овечек таким загнутым на конце посошком. Современный танец с тростью Ракс Аль Асайя (дословно «танец с тростью») исполняется мужчинами и женщинами, и может похвастаться большим количеством трюков, показывающих навык владения тростью и заворожить зрителя своей необычностью.
Женская версия танца, конечно, намного более женственна и изящна, танец более лёгкий и игривый. Танцовщица демонстрирует прыжки, вращения тростью, трясок в этом танце почти нет. Балансировку трости на груди, бедрах, голове желательно показывать только в кабаре-вариантах саиди. В фольклорном танце никаких балансов на груди, на бедре, на животе нельзя допускать. Трость должна быть на достойном расстоянии от тела.
В сценическом варианте асайя должна быть примерно до пупка, ее украшают бисером или пайетками. Мужской костюм состоит из длинных штанов, двух галабей с широкими рукавами и круглым вырезом и длинного шарфа вокруг головы. Женский костюм для саиди — прилегающая к телу галабея, с длинными рукавами, голова обязательно покрыта, на бедра платок, можно с монетами, народные украшения на шею – хильляль, серьги в уши, браслеты, возможны косы.
Вариантов саиди много — это и мужской тахтиб, и более мягкий ракс аль асайя, и стилизованные шоу номера, и исполнение без трости или с сагатими. Главное – использование характерного ритма, музыки и движений.
Ритм Саиди DUM — TAK -__ DUM — DUM -__ TAK -__ . Глухих низких ударов в этом ритме больше, чем звонких легких, это говорит о более мужской природе Саиди, но, тем не менее, танец с тростью очень популярен среди многих танцовщиц. Музыка Саиди обычно играется на традиционных инструментах, таких как: рабаба (струнный инструмент со смычком), мизмар (рожок, деревянная дудка), думбек, табла.
Автор Евгения Астахова.
Творческая мастерская «Костюмер».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения