Александрийский танец (меляйя лефф) родом из второго по величине портового города Египта — Александрии. Танец складывался постепенно как веселый и игривый танец кокетливых девушек, описывающий быт и сцены из жизни приморского города. В переводе на арабский Александрия звучит как «Эскандарани». Это городской фольклорный танец с интересной историей. Он берет своё начало в 20-х годах прошлого
века.

Александрия — город, в который приходили корабли со всего мира, привозя вместе с товарами и европейские свободные нравы. Город быстро прогрессировал и открывался миру, многое перенимая от иностранцев. Стиль танца Эскандарани очень веселый, зажигательный и игривый танец.
Девушки-рыбачки выходили в порт, на улицы, в город, танцевали, привлекая внимание моряков и рыбаков. Традиционная одежда — платье и накидка (меляйя). Меляйя (означает «кусок ткани») — большое черное покрывало, часть национальной одежды женщин Александрии, в которой выходили из дома, полностью закутавшись в неё с головы до ног. В 19 и начале 20 века каждая женщина носила меляйю, независимо от социального слоя, к которому она принадлежала. Это был признак уважения и достоинства. Изначально меляйя была шерстяной, но для танца она слишком тяжела, постепенно меляйя изменилась, став более легкой, атласной, шифоновой или трикотажной, украшенной большим количеством пайеток. Определенного размера меляйя не существует (две руки в стороны и еще чуть-чуть, что бы играть ей). Меляйя, как главный атрибут активно используется в танце — девушки заворачиваются, в нее, вращают концами шали, забрасывают за плечи различными способами, дразнят зрителей, даже угрожают ею, в сценах соперничества между двумя женщинами. Вот почему танец так же называют меляйя лефф («шарф, оборачивающий тебя»). Под меляей танцовщица одета в подчеркивающее фигуру яркое платье, часто с растительным орнаментом. Женщины Александрии носили платья, подчеркивающие фигуру, но не оголяли грудь или живот. Поскольку девушки были рыбачками, они имели обыкновение подтыкать подол платья сбоку за пояс, чтобы он не мешал при вытаскивании сетей — отсюда традиционный скошенный край платья.

Сценический костюм под воздействием моды стал гораздо короче народного платья. Александрийский танец исполняется в босоножках, туфлях. Если девушка обута — значит, у нее приличный уровень благосостояния, она может себе это позволить. Раньше носили шлепанцы с открытыми носами и на высоких каблуках, прозванные «шеб-шеб», из-за издаваемого звука при ходьбе. Самые бедные слои населения обувь не носили. Мусульманские женщины не появляться на улице без платка — и александрийские девушки танцуют с покрытой головой, повязывая маленький шарфик, украшенный помпонами, бумбончиками или цветами (женщины Александрии любят надевать на голову украшения в виде цветов).

Поскольку Александрия — портовый город, действие танца часто происходит между рыбаками и девушками. Мужчины сидят на улице около кафе, выпивая и куря кальян, девушки флиртуют. Наблюдающие за девушками мужчины выходили танцевать. Мужской костюм для Эскандарани — костюм рыбака (черные штаны, цветной жилет, шляпа). В песнях, под которые исполняется Александрийский танец, часто поется о том, что девушки собрались пообщаться, показать себя и найти женихов. Иногда в мелодию вплетаются пароходные гудки. В Эскандарани могут разыгрываться разные ситуации из жизни — встречи, ссоры, соревнования — кто кого перетанцует, это своего рода шоу.

Первоначальное исполнение танца сам создатель, знаменитый египетский хореограф Махмуд Реда, называет театрально-танцевальной зарисовкой. Исследуя в 60-х годах прошлого века народный египетский фольклор, он ставит для своей труппы Реда Данс Александрийский танец, адаптируя его для сцены. Народное наследие он пропускает через призму своего таланта и создает известные на весь мир танцевальные спектакли. Зрители воспринимают его постановки, как истинно народные. Настоящий народный танец не слишком разнообразен и не сложен. Махмуд Реда на базе народного танца создал много ярких и интересных постановок. И именно этому замечательному хореографу принадлежит право открытия танца Эскандарани, как красочного и веселого сценического действа.
Автор. Астахова Евгения
Творческая мастерская «Костюмер»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните поле
Заполните поле
Пожалуйста, введите корректный адрес email.
Вы должны согласиться с условиями для продолжения